«Чугунолитейный завод БКМЗ»

8-800-533-98-22
✉ info@bkmzlit.com

«Чугунолитейный завод БКМЗ»

8-800-533-98-22
✉ info@bkmzlit.com

БКМЗлит-150: «И был завод как дом»

23.10.2025

«Чугунолитейный завод БКМЗ» — один из старейших на воронежской земле, он известен во многих регионах России. Судьба его в определенные периоды имела весьма драматический рисунок. Вместе со страной предприятие не раз переживало глубокие переломы в своем развитии, обусловленные сменой формаций, войнами и их последствиями, кризисами, реформами и реорганизациями. Под колесами всех переломных времен завод не исчез, а выжил и закалился. Сегодня предприятие имеет хороший потенциал для развития и уверенно смотрит в будущее, опираясь на опыт своего прошлого.

Это прошлое, без всякого сомнения, заслуживает уважения и памяти. Чтобы не вынесло время за скобки важные события заводской жизни, имена творцов этих событий, накопленный предыдущими поколениями багаж духовных, нравственных, культурных и трудовых ценностей, главная из которых — завод!

Предприятие с полуторавековой историей и его коллектив стоят того, чтобы не быть забытыми. Именно поэтому возникла идея запечатлеть в год 150-летия все, что известно о заводе, в серии статей с воспоминаниями заводчан.

Иван Иванович Баров относится к той категории людей, которых старость дома точно не застанет. Когда она стучится в дверь, он, вероятно, всегда занят делом и не слышит ее стука. Человек талантливый, трудолюбивый и позитивный, он живет по принципу «покой нам только снится», и этим заряжает всех, кто рядом. На заре семейной жизни решил, например, что хватит жить по съемным квартирам, надо строить дом. И построил! Можно сказать, собственными руками, с нуля. Пришлось на время стать и плотником, и столяром, и жестянщиком. Сам сделал рамы, двери, покрыл крышу, настелил полы. Помогало то, что в свое время приглядывался, как эти работы выполняют на селе профессионалы-мастера, кое-что пробовал сработать сам, благо руки росли откуда надо и хватка крестьянская была, и смекалка, и способности. А умение использовать скрытые резервы сил и возможностей сохранилось до настоящего времени. Сегодня, находясь на пенсии, Иван Иванович продолжает серьезно заниматься пчеловодством. В этом деле он теперь профессионал. При необходимости вполне мог стать и профессионалом-печником, и овощеводом, и скорняком. В любой сфере достиг бы больших высот, но стал профессиональным литейщиком, и в этом нашему заводу крепко повезло, потому что в конечном итоге все пути-дороги привели этого замечательного человека на наше предприятие,  где его способности и опыт заводу пригодились: он почти 30 лет честно и добросовестно занимался любимым делом на общее благо.

Иван Иванович Баров — настоящее достояние и гордость «БКМЗлит». Он — личная история в истории самого предприятия.

Вот что сам Иван Иванович говорит о своих жизненных дорогах:

Литейное производство я, сельский паренек, впервые увидел в Касимовском индустриальном техникуме, в который поступил после школы. Здесь была отличная производственная база: своя вагранка, механосборочный и другие участки — все необходимые подразделения литейного предприятия. Студенты как настоящие рабочие отливали формы для производства конкретных изделий, в частности, стеклянных бутылок.

Может быть потому, что в техникум я поступил не по своему выбору, а по совету товарищей отца и его настоятельному благословению (очень уж он хотел мне и сестрам счастливой доли, мечтал, чтобы мы стали образованными городскими людьми), учебу я начал без особого энтузиазма. Но постепенно втянулся, охотно посещал практические занятия. Вникнув в суть будущего ремесла, уже сознательно стал изучать детали литейного дела. И, представьте, профессия стала мне интересна, любовь к ней пришла неожиданно для меня самого. К последнему курсу я уже мог свободно работать формовщиком, был в числе лучших студентов техникума. Особенно памятным событием стал день окончания учебы. После получения диплома техника-технолога, я ощутил себя самым счастливым человеком на свете. Это была моя первая жизненная победа, открывавшая впереди широкие горизонты. До сих пор благодарен своему отцу за его родительскую волю, которая помогла обрести дело по душе. И маме за ее всемерную поддержку.

По распределению отправился я работать в Башкирию, потом — армия, где я получил военную специальность радиомеханика, служба в балашовском, а затем борисоглебском авиационных училищах. Город Борисоглебск стал окончательной точкой в маршруте моей судьбы. Здесь, на танцах в Доме офицеров, встретил Ее, свою Нину, с которой вот уже более пятидесяти лет вместе рука об руку. Еще до начала семейной жизни пытался определиться с будущей работой. Однажды, находясь в увольнении, увидел со стороны улицы Советской знакомые признаки вагранки. Недолго думая, прямо в солдатской униформе, шагнул на проходную тогда чугунолитейного завода и выписал пропуск к главному инженеру, им был Анатолий Григорьевич Ткаченко. Рассказав ему о себе и о том, что собираюсь осесть в Борисоглебске, спросил о возможности работы по специальности. Рад был услышать, что специалисты нужны и что мой приход будут ждать. Анатолий Григорьевич слово сдержал, и когда после демобилизации я появился на заводе, меня сразу же приняли технологом в литейный цех.

С января 1966 года, началась моя трудовая жизнь на предприятии. Думаю, она удалась, а я — человек счастливый, потому что работать в «литейке» лично мне было интересно. За 28 лет прошел путь «производизации» (мой термин) на всех инженерно-технических должностях: кроме технолога работал мастером гарнитурного и стержневого участков, плавильного отделения, старшим мастером заливочного пролета и как вершина пути — начальником литейного цеха.

Завод подарил мне радость общения и сотрудничества с такими руководителями-коллегами как Василий Дмитриевич Быков, Александр Степанович Павлов, Владимир Семенович Боков, Юрий Васильевич Миляев, Виктор Дмитриевич Колчев — в то время начальники механосборочного и транспортного цехов, цехов пластмасс и электроснабжения, участка металлорукава.

1 мая 1968 года: работники завода

Литейный цех работал в три смены до конца 80-х годов прошлого века — так была востребована продукция. Номенклатура в основном оставалась постоянной: производство чугунных секций к котлу «Универсал-5М» и комплектаций к нему. Из новинок что можно назвать? Скажем, пробовали отливать отопительные батареи. Но из-за смены экономического курса в 90-е годы широкого сбыта у этой продукции не получилось. Сейчас мне приятно вспоминать, что по моей инициативе была создана модель секции для отливки ажурного ограждения из чугуна. В городе эти ограждения украшают газон вокруг завода и мемориал памяти погибшим воинам. В производстве они могут быть и в настоящее время. В целом, в период моей работы, цех выпускал много наименований изделий. До перестройки успели провести реконструкцию вагранки, модернизацию оборудования и подразделений. В обрубном отделении установили так называемые «нокауты», с помощью которых удалось улучшить выбивание стержневой смеси из отливок и облегчить труд рабочих. А вот гарнитурный участок был упразднен в начале 80-х.

7 ноября 1976 года: работники завода

Воспоминаний о заводе много. Но с годами все больше всплывают в памяти именно люди. Те, с которыми работал бок о бок, выпил не одно ведро чаю и съел не один пуд соли. Видимо, становлюсь сентиментальным, — своя жизнь тоже проходит перед глазами. Сам себя удивил, когда нечаянно сочинил стихи:

На площади Базарной
Стоит родной завод,
Дымит трубой ваграночной
В толпе проблем, забот.
Он льет чугун загадочный —
Тепло рабочих рук.
Как бы сказать пытается
Что каждому он друг.
А время все расставит
По полкам бытия.
И правнуки докажут —
Дымит труба не зря!
Ведь столько поколений
Завод кормил трудом!
Работали в три смены
И был завод как дом.
Как правда непреложная
Звучит пусть резюме:
Завод — в руках надежных,
А мы — в его судьбе!